Фотография и Декорирование, Ирина Беляева, www.irinium.dp.ua
О сайте
Карта сайта
Новости
Статьи
Тематические словари
Прайс-лист услуг
Портфолио

Природные материалы для дизайна:
- камни
- коряги
- растения

Лаборатория дизайна:
- техническая фотосъёмка (каталог фотографий)
- фотосъёмка и фотообработка
- оформление работ
- портреты
- квиллинг
- масляная живопись
- акварельная живопись
- акриловая живопись
- деревянные рамы
- декорирование
- вязание
- роспись стекла
- стен

Мастер-классы:
- для детей
- для взрослых

Фотосборники:
- путешествия
- цветы
- выставки
Маршрут выходного дня
Фотографии Галины Нагорнюк

Коллекция старых фотографий и открыток:
до 1917 года
до 1941 года
до 1960 года
до 1980 года
до 1991 года

Рассылки Subscribe.Ru
Фотография и Декорирование


Подписаться письмом


Мы теперь в ВКонтакте!
В открытой группе "Фотография и Декорирование" Вы найдете информацию о творческом развитии личности, уроки и мастер-классы, фотографии и картины, много-много идей и позитива. Приглашаю Вас размещать в группе свои статьи, новости и работы. Приятного творчества!
Тематические словари>

Архитектура

  а  б  в  г  д  ж  з  и  к  л  м  н  о  п  р  с  т  у  ф  х  ц  ч  ш  щ  э  

Абак - (греч. abax — доска) — верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Абрис - 1) линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 2) план территории, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположения сооружений, дорог и т. п.

Аванзал - передний, первый зал.

Аварийное состояние здания - состояние здания, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть незамедлительно прекращена из-за невозможности обеспечения безопасного проживания в нем людей.

Агора - (гр. agora) - 1) народное собрание у древних греков, а также площадь, где оно происходило; 2) центр сосредоточения общественной жизни греческого античного города с торговыми зданиями, храмами (архаический период), позже - общегородской центр; в эпоху эллинизма — две и более взаимосвязанные площади, застроенные зданиями для собраний, зрелищными и спортивными сооружениями, торговыми рядами и др.

Айван - 1) открытое сводчатое пространство фасада, обращенное во двор или на площадь; 2) сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора. Характерный элемент иранской архитектуры со времен династии Сельджукидов.

Академизм - (фр. academisme) в архитектуре — направление, основанное на следовании внешним формам классического зодчества; термин употребляется и более широко — любая канонизация художественных идеалов и принципов архитектуры прошлого.

Акант, аканф - (греч.) — декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акведук - (лат. aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акрополь - (гр. akropolis от akros -верхний + polis- город) — укреплённая часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме (крито-микенская культура, архаика Греции). Всемирно известен памятник классической архитектуры Древней Греции — Афинский акрополь, который был воссоздан на месте города-государства (полиса) Афины (V в. до н.э.).

Акротерий - (греч. akrwthrion) — скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)

аллея - транспортная или пешеходная дорога, обсаженная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.

Алтарь - (лат. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем называют стол («престол»), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.

Альков - (фр. alcove, араб. alqubba - маленькая комната). Углубление, ниша в стене. Несет различное назначение, преимущественно служит спальней, является местом расположения внутриквартирной лестницы, в парадном зале - место для бесед.

Амбразура - - (фр. embrasure) 1) оконный переплет, обычно в стене большой толщины, выполненный с расширением внутрь помещения. При этом створки окон раскрываются шире для лучшего освещения; 2) отверстие в стенах оборонительных сооружений для ведения из них огня из орудий (в отличие от бойниц, через которые ведется стрельба из ручного оружия). Амбразура могла быть открытой или со специальными заслонками от огня противника. Имеет вид усеченной пирамиды, обращенной широким основанием наружу. Нижняя поверхность амбразуры называется подошвой; боковые отверстия - щеками, наиболее узкая часть – шейкой; 3) в крепостной стене - промежутки между мерланами, через которые ведется стрельба.

Ампир - (от фр. empire - империя) — архитектурный стиль позднего классицизма 1-й четв. XIX в., завершивший эволюцию французского классицизма; как и классицизм, Ампир ориентировался на архитектурно-художественное наследие античности Греции и Рима (портики, арки, ордера, в основном тосканский и дорический). Однако стройные и ясные формы, характерные для предшествующего периода, сменились в Ампире массивными геометрическими объёмами сооружений, монументальностью и парадностью...

Амфипростиль - (греч. amfiprostulos, от amfi — с обеих сторон, и prostulos - имеющий колонны с передней стороны) — тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

Амфитеатр - (от греч. amfiqeatron) – 1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. 2) места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

анкер - ( от нем. anker - якорь) - деталь для скрепления частей сооружений. В сооружениях анкер закладывают в каменную кладку (стены, фундаменты, своды). Термин "анкер" применяется также в смысле "промежуточная деталь" (анкерная плита, анкерная связь).

Анкерный захват - захват, действие которого основано на удержании груза за счет фиксации закладного элемента захвата в полости груза

Ансамбль - (франц. ensemble – совокупность, стройное целое) – группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

Антаблемент - (франц. entablement, от table – стол, доска) – верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Антефикс - (лат. antefix, от ante – спереди и fixus – прикрепленный) – украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

Анты - (лат. antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название “храм в антах”.

Анфилада - (франц. enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Апсида, абсида - (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Арка - (от лат. arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима. Части арки: плинтус, импост, лоб арки, пята арки, замковый камень, архивольт. Типы арок: килевидная, коробовая, многолопастная, подковообразная, ползучая, полуциркульная, стрельчатая.

Арка триумфальная - монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О.И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В.П. Стасов).

Аркада - (от франц. arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура - (от нем. arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Аркбутан - (франц. arc-boutant) – наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д.

Арматура - составная часть железобетонной конструкции, предназначенная для восприятия растягивающих усилий. Обычно применяют стальную арматуру, в некоторых случаях - неметаллическую.

Архивольт - (итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга) – декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.

Архитектоника - (от греч. architektonike – строительное искусство) – художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектор - специалист в области архитектуры, зодчий.

Архитектура - качественная сторона строительной деятельности, отражающая эстетические отношения процесса создания строительного объекта.

Архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте.

Архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

Архитрав - (от греч. archi – главный и лат. trabs – балка) – в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций.

Астрагал - (от греч. astragalos, букв. – шейный позвонок) – гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

Атлант - вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие.

Атриум, атрий - (лат. аtrium) – закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

Аттик - (от греч. attikos - аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

  а  б  в  г  д  ж  з  и  к  л  м  н  о  п  р  с  т  у  ф  х  ц  ч  ш  щ  э  

Тематические словари>

Оставьте своё сообщение или комментарий!

2017-09-21 02:29:11

Ваше имя:


Сообщение:



Комментарии пользователей:




Контакты:

e-mail
тел: +38 097 259 42 42
Skype: ira.belaeva
© 2007-2017 Ирина Беляева, Днепропетровск, Украина.